14 июля закончилась Международная математическая олимпиада. Наши заняли второе место. С
99-го года команда России неизменно входит в тройку лидеров (за исключением неудачки 2003 года, когда заняли
5-е место). Но речь не о России, и даже не о Китае, который вообще ниже второго места не опускался с
89-го года (опять таки за исключением
6-го места
96-го). Речь о США. Ни для кого не секрет, что лучшие университеты (они же — самые богатые) и лучшие факультеты естественных наук находятся именно в этой стране. А вот о школьном естественно-научном образовании США доброго слова вам никто не скажет. Судя по статьям в “
Троицком варианте” (про американскую школу «
Одиссея») учат там чему угодно только не математике с физикой. Конечно, олимпиада еще тот показатель общего уровня образования. Стоит также оставить за бортом вопрос о том, что физика с математикой может быть и не самые важные навыки в жизни, но все же какая-то польза ребенку от них есть (даже в морально-нравственно отношении). Интересно вот что. Западная и особенно американская структура общества очень сильно (если не полностью) ориентирована на поддержку наиболее одаренных, самых талантливых индивидуумов (во сказанул-то). Грубо говоря, победитель получает все. Чтобы быть социально успешным, необходимо быть лучшим хоть в чем-нибудь. Как сказал мне один американский постдок: creativity and leadership — вот основные качества, которым учат американских студентов. Young star — вот какой статус должен быть у молодого постдока чтобы получить свой первый tenure track. Но я отвлекся. На фоне вот такой общественной философии именно с young stars на математической олимпиаде у США как-то не очень. Особенно провальным стал прошлый 2009 год, когда команда из США заняла
6-е место. Надо отметить, что низкий уровень северо-американского естественно-научного образования очень сильно беспокоит в первую очередь правительство США. Кажется, об этом даже упомянул Обама в своем знаменитом послании Национальной Академии Наук. Атака на школьников пошла с разных сторон. Ходят слухи, что обилие полу-интеллектуальных сериалов типа “CSI”, “Bones”, “The Big Bang theory”, “Numb3rs” связано с всемерной поддержкой продюсерами (как говорят в России) гос. заказа “сделать науку модной”. Вот я сидел и ждал, когда же “Numb3rs” подействуют, и американские школьники вместо бизнес-скулс ломанутся на математические факультеты. Однако сдается мне, что США в который раз пошли традиционным путем: руководитель американской команды Zuming Feng взял себе в помощники Loh Po-Shen. Из паритетной команды 3 на 3, сделали 2 на 4, т.е. два европеоида (Evan O’Dorney и Benjamin Gunby) и четверо натурализованных американца (Xiaoyu He, Calvin Deng, In Sung Na, Allen Yuan). Если китайцы лучшие, то зачем что-то выдумывать, правда? Результаты на заставили себя ждать — в этом году команда из США заняла третье место. Есть мнение, что для первого места нужно еще несколько китайских пионеров.
З.Ы. Перечитал и подумал, что возможно неправильно определять математическую школу ученика по его фамилии. Может они все родились уже в США и “выкормыши” американской средней школы? США-то страна многонациональная. Во всяком случае хорошая система отбора у них уже есть, а это что-то да говорит об общей картине (математические кружки, региональные олимпиады, летние школы, пред-олимпиадная подготовка). Но все равно, на фоне нереальных успехов Китайской Народной такая корреляция по национальности выглядит подозрительно.
З.З.Ы. У западной Европы дела совсем плохи: Германия 9-я, Италия 11-я, Великобритания 25-я, Франция 30-я. Пуанкаре бы им руки не подал :) Закат Европы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий