воскресенье, 11 июля 2010 г.

Tsukuba University

Очень люблю университеты. Все студенты кажутся такими молодыми, такими умными :) Здания кажутся наполнены духом науки и высоких знаний. Я видел много университетов: одним из самых красивых мне показался университет города Стамбула (окна старинного читального зала университетской библиотеки выходят на огромную мечеть удивительной красоты Сулеймание), в прошлом году был в университете Киото, в этом году облазил университет Цюриха — огромный комплекс расположенный почти полностью под землей. Теперь вот живу рядом с университетом города Цукуба.

Университет Цукубы прекрасен. Огромный кампус, множество зданий, парков, кафе, прудов, фонтанов, несколько стадионов, множество спортивных площадок, библиотека со старбаксом (еще по Barnes&Noble старбакс знает, что прибыльно тусоваться рядом с книгами). В японских университетах царит совершенно расслабленная атмосфера. После японской школы даже нацистский концлагерь покажется курортом. В доказательство приведу цитату из книги Сахоко Кадзи, Норико Хама, Джонатан Райс “Эти странные японцы”. К слову, это практически единственная книга про Японию такого рода, рассказы из которой оказались удивительно близки к жизни.
В обществе, где каждый должен быть похож на всех, малейшее отличие становится поводом для издевательств и преследований: например, неуспехи в спорте или провал на экзамене, или даже факт проживания с семьей за границей. Издевательства (идзим) — настоящая проблема в Японии, особенно в школах. Ученики компенсируют свое напряжение тем, что избирают жертву среди своих школьных товарищей и превращают ее в объект для насмешек и физических мучений.

В 1995 году было отмечено 60 тысяч случаев идзим в начальной, средней и высшей школе. Порой травма оказывалась столь сильной, что школьники отказывались посещать класс. Оскорбления, насмешки, бойкот, вымогательство — список не слишком приятен. Учителя тоже позволяют себе оскорблять учеников, причем иногда в физической форме. Нередко жертвы школьных садистов кончают жизнь самоубийством.

Пытаясь предотвратить идзим, некоторые школы стали возвращать ученикам экзаменационные работы, не проставляя оценок.

Экзамены — это ад

Попасть в университет — вот к чему стремятся все японские дети. Университетское образование — необходимое условие для получения хорошей работы.

Как только цель определена, все начинает прокручиваться назад. Чтобы попасть в хороший университет, нужно ходить в хороший колледж. Чтобы попасть в хороший колледж, нужно ходить в хорошую среднюю школу. Хорошая средняя школа невозможна без хорошей начальной школы, а хорошая начальная школа подразумевает специальный детский сад. В специальный детский сад невозможно попасть без специального (и очень дорогостоящего) обучения в многочисленных частных заведениях (дзюку), которые существуют для одной единственной цели — протащить детей через все вступительные экзамены.

Поскольку подобное вспомогательное обучение на каждом уровне образования является насущной потребностью и средством достижения заветной цели, его уже сложно считать вспомогательным. Дети, которые намерены заниматься серьезным делом, в альтернативной школе так сильно обгоняют школьную программу, что им нет нужды слушать разглагольствования учителей на обычных занятиях. В классе они делают домашнее задание для дзюку. Или спят, поскольку у них не хватает сил на посещение двух школ ежедневно.

Если вы провалились на экзаменах в университет, несмотря на подобную 24 часовую подготовку, альтернативная школа мгновенно становится основной. В дзюку есть ежедневные курсы для молодых абитуриентов, намеревающихся вновь сдавать экзамены в университет на следующий год, а также через год. Вы обречены посещать дзюку, пока не добьетесь поставленной цели.

Мы с Кариной каждый день проезжаем мимо одной такой дзюки. Небольшое одноэтажное здание с окнами во всю стену. В одиннадцать вечера ученики еще учатся, а учителя расходятся где-то в первом часу.
Повторные попытки поступления в вуз стоят затраченный усилий, ибо однажды вы наконец попадаете в университет — и ада больше не существует. Японский университет с лихвой вознаградит за пролитые ради него пот и слезы. Экзамены во время сессий — по большей части формальность. От докладов тоже требуется форма, а не содержание. Можно целыми днями играть в теннис и все равно получить диплом.

Студенты университетов с мобильными телефонами в руках бегают с мероприятия на мероприятие: занимаются спортом, музыкой, искусством, театром, ходят на всевозможные курсы, подрабатывают на стороне. Дружеские связи, которые заводятся в этой стране академического безделья, частенько поддерживаются всю жизнь, а романы частенько кончаются браком.

Но это не совсем рай. В реальности это стартовая площадка, на которой вы ожидаете запуска в мир взрослой Японии. Если вы выбрали неверную траекторию, она может снова вернуть вас в ад.

Все чистая правда. Основной кампус Киотского университета обнесен высокой каменной стеной (хотя вход на территорию свободен). Саму стену увидеть нелегко — она полностью покрыта огромными объявлениями (плакаты выше человеческого роста) о всевозможных кружках, клубах, фестивалях, секциях и т.д. и т.п. В обычный день через центр Цукубского университета пройти просто невозможно — студены, что называется, тусят. Огромные толпы шляются туда сюда, какие-то группы барабанщиков, фокусноков, эквилибристов, рок-гитаристов репетируют прямо на улице — в общем сущий бедлам, который лично мне доставляет очень большое удовольствие. У Чегевары есть студент, который между занятиями наукой играет на барабане в рок-группе и периодически ездит давать концерты в Токио.

Недавно проезжал мимо здания факультета архитектуры и дизайна и решил прокрасться в зал рисования. Вот несколько фото: общая панорама
Альбом: Tsukuba University
и пара отдельных фотографий
Альбом: Tsukuba University
Альбом: Tsukuba University