суббота, 12 июня 2010 г.

Задача про брусок

В своем блоге Игорь Иванов предложил интересную задачку: сверху на гладком (без трения) цилиндрическом штырьке лежит брусок, надо найти частоту малых колебаний (см. рисунок ниже). Дело в том, что очень давно подобную задачку мне задавал Веня Абалмасов, когда он был еще того... в ИЯФ. Его задачка формулировалась так: брусок касается штырька своим краем — нужно найти предельный угол наклона бруска, когда он начинает падать по разные стороны от штырька.

Из этого рассмотрения видно, по крайней мере, что при предельном угле брусок не упадет ни вправо ни влево, а значит должны быть колебания. Задача, на самом деле, была про карандаш и палец — по ней хорошо видно, чем занимаются физики на работе.

Для решения задачи давайте введем две координаты a и β, как показано на рисунке:

Кинетическая энергия это сумма квадратов скоростей центра масс vx и vy плюс вращение:
T =   M  [β′ 2 (a2 + b2) + a' 2  2β' a' b] +   I β' 2  ,
2 2
(1)
где последний член отвечает кинетической энергии вращения вокруг центра масс бруска, I — момент инерции бруска. Потенциальная энергия — это просто высота от штырька до центра инерции бруска:
U = Mg (b cos β + a sin β)
(2)
Лагранжиан, естественно, равен разности кинетической и потенциальной энергий: L = T  U. Уравнения движения получаются из лагранжиана стандартным способом:
{ β″ (a² + b²) + 2β'aa'  a″ b + (I/M) β″ = g (b sin β  a cos β),
a″  β″ b = β′ ²a  g sin β.
(3)
(4)
Наверное, уже пора ввести безразмерные переменные:
x = a/b,   ρ = I/(Mb²),   ω2 = g/b.
(5)
При этом еще удобно из уравнения (3) вычесть (4). Даже невооруженным взглядом видно, что единственный подходящий по размерности параметр это ω, следовательно, ответ для частоты должен быть вида ω f(ρ). В безразмерных переменных (5) уравнения движения принимают следующий вид:
{ β″ (ρ + x²) + 2β'xx' =  ω²x cos β,
x″  β″ = β′ ²x  ω² sin β.
(6)
(7)
Давайте посмотрим на эти уравнения внимательнее. Малого параметра никакого нет (как обычно). Следовательно малые колебания — это малые безразмерные амплитуды. Если мы во втором уравнении пренебрежем высшими степенями β, то увидим, что x  β. Последняя оценка позволяет построить линейное приближение к первому уравнению. После пренебрежения всеми нелинейностями получаем следующую систему уравнений:
{ β″ρ =  ω²x,
x″  β″ =  ω²β.
(8)
(9)
Подставляя x из уравнения (8) в (9), получаем дифференциальное уравнение четвертой степени:
β″″ρ + ω2β″ = ω4β.
(10)
Решение, естественно, ищем в виде β = exp(iωλt), где λ и есть та самая, неизвестная функция ρ. Уравнение для нее получается следующее:
ρλ4  λ2  1 = 0.
(11)
Решение этого биквадратного уравнения тривиально:
λ2 =    1± 1+ 4ρ  .
2ρ
(12)
Естественно, два корня этого уравнения нам не подходят, но другие два вполне сгодятся:

λ =  ±  1+ 1+ 4ρ  .
2ρ
(13)
Если нигде не ошибся, то вот, собственно, и решение. На самом деле я этот пост написал совсем не для того, чтобы показать, что я знаю что такое лагранжиан. Оказывается, что и в html можно сразу писать формулы в достаточно красивом виде даже без MathML, что этот пост и должен продемонстрировать. Формулы должны нормально отображаться даже на iPhone, то есть на таком ёбаный стыд браузере как Safari. И даже на Хроме, который вообще ничего не может. Может переписать TreeOfKnowledge в html? Я уже и черновой вариант программки подготовил.

В каком-то из номеров “Компьютерры”, когда она еще была жива, было интервью с создателем CSS, который теперь вроде на Opera работает. Так вот, он говорил, что в html есть все средства для типографики по самым высоким стандартам и даже показывал напечатанную книгу, которая была полностью подготовлена в html.

UPD. Зашел в блог Игоря, а он оказывается еще решение не выложил.

23 комментария:

  1. Можно сразу разложить кинетическую и потенциальную энергию
    U=q.u.q/2+...
    T=q'.t.q'/2+...,
    где q=(a,β).
    и решать det[u-ω²t]=0 как мы/нас на ммф учили :)
    Кстати, наличие отрицательного решения для ω² означает, что движение неустойчиво (по "седлу", хотя, это и так почти очевидно). Задача в общем-то простенькая, если помнишь как кинетическую энергию писать. А комментарий Игоря "Если центр масс строго над точкой опоры, то ... сила реакции опоры не может создать вращательный момент" -- ну это-то ерунда очевидная.


    Для TreeofKnowledge html math кажется мне идеологически неправильным подходом (посмотрел код твоей страницы, некрасиво). Если хочется совместимости, то, думаю, проще pdf-файлы выкладывать. А вот два поста назад мне понравилось, LaTeX в коде для поста --- это, наверное, удобно. Кстати, а в комментариях нормальные формулы писать можно? Я просто копировал куски типа ω² из твоего поста, но это как-то через ж.

    ОтветитьУдалить
  2. тоже люблю формулы в хтмл писать. в восьмом ие скобки и корень некузяво выглядят, но в превью девятого поправили вроде.

    ОтветитьУдалить
  3. Рома, что касается задачи, то я про нее особо не думал. Вернее думал, что может там какой прикол, типа линейной силы не будет или нелинейности как-то хитро выкапливаются. И вообще, вроде это задачка для школьников. Лагранжиан использовать нельзя.

    Что касается “Если центр масс строго над точкой опоры, то ... сила реакции опоры не может создать вращательный момент”. Сейчас зашел на блог Игоря, что бы перечитать (так как ты говоришь, то это, конечно, глупость), а он уже этот пост удалил. Так что уже, видимо, неактуально :)

    Что касается “некасиво”. Да, некрасиво. В приличном обществе за такие таблицы могут и по роже дать. Но ведь работает. Я даже с гавнофона все вижу хорошо. Недавно написал небольшой текстик про свертки гипергеометрий на MathML. Запустил в Огнелисе, нажал контролплюс и комп повис. Зашел в TreeOfKnowledge на твою страницу про CPT теорему — тормозит страшно, нажимаешь контрплюс — весь текст нахер рассыпается. Если SVG в пятый хтмл уже включили, то с MathML надежды вообще никакой. Потом, текст который ты видишь в посте, сгенерировала программка на математике (не все, конечно, времени нет допилить напильником). Там же одни HTML Entities. Такому крутяку как ты написать хороший вариант — как два пальца об асфальт. И послать SWP в жопу.

    Что касается Блоггера. Как писать нормально комментарии я тоже не понял (тут вообще все через жопу, он его прям сейчас апгрейдят). Скрипт однако включен, поэтому можно попробовать писать прямо в LaTeX. Вот сейчас попробую

    $\displaystyle{I=\frac{M}{12}\,(b^{2}+c^{2})}$

    Прикольно, пока писал коммент у нас тут землетрясение было. Сидишь и думаешь, сейчас под стол лезть или когда шкафы падать начнут.

    ОтветитьУдалить
  4. Мля, $b$ и $c$ это — размеры поперечного сечения, а не пол-размеры. Но видно, что скрипт работает.

    ОтветитьУдалить
  5. Мда, зашел на TreeofKnowledge и ужаснулся: практически перестало работать в FF 3.6.3. Не поленился, установил сначала SeaMonkey 2.0.4, а потом раскопал у себя старый дистрибутив FF3.5.5 --- все работает! Правда буквочки не каллиграфические, может в этом дело? Надо разобраться как будет время. Черт, как обычно, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте!

    ОтветитьУдалить
  6. PS. Попробовал FF3.7a5pre - nightly built -- в нем все тоже работает. Значит, есть надежда, что временные трудности.

    ОтветитьУдалить
  7. Во, и я про то же. Но как нам тут подсказывает товарищ Denny и с хтмл нет счастья. Зашел в IE, ужаснулся. А ведь MathPlayer там работает как часы. Каллиграфия я думаю не причём, у меня в тексте её не было. Можно создать багрепорт у мазиловцев.

    ОтветитьУдалить
  8. Я там прокосячил с вращательным моментом, т.к. считал моменты относительно точки опоры. Сейчас переписал и дописал количественное решение.

    Насчет простой задачки — ну конечно она простая для нормального студента после курса аналитической механики :) Но неискушенную публику она удивляет. Да и физиков тоже, как показал опыт у меня в группе.

    ОтветитьУдалить
  9. Игорь, привет. Задачка хорошая, контринтуитивная.

    У нас тут Александр Степанович Кузьмин (он главный по калориметру на Belle) задал задачку, которую он задавал своему сыну в младшем школьном возрасте: даны четыре числа 1, 3, 4, 6 и четыре арифметические операции: плюс, минус, умножить, делить. Надо составить число 24. Японский теоротдел неделю решал (шутка, конечно, но все равно было смешно).

    Или вот еще смешной случай вспомнился. На “Элементах” как-то обсуждали задачку из ЕГЭ: заряженная частица движется по кругу в магнитном поле. Поле увеличивают в два раза. — Как изменятся радиус, импульс или кинетическая энергия. Условия задачки, конечно, неполны, но все равно в ЕГЭ ответ был неправильный для любых вариантов условий.

    ОтветитьУдалить
  10. Задачку про 24 я тоже задавал у нас в группе. Решали два дня. Требовалось убеждать, что решение существует и что оно нормальное.

    ОтветитьУдалить
  11. Другая задачка от Александра Степановича была такая (его сын наверное уже гением стал с таким папой): спичками выложено VII−VI=VII (то есть римскими цифрами: семь минус шесть равно семь). Необходимо переложить одну спичку, чтобы было равенство. Правда, эта задачка не очень честная.

    Коллегам по работе можно задать вот эту задачу: http://winterhunters.blogspot.com/2010/03/blog-post_16.html

    Только она сложная. Я такие задачи предпочитаю не решать специально, а размышлять над ними в свободное время, пока решение само в голову не придет. Так вот, с последней задачкой после недели размышлений оно даже не собиралось приходить. Пришлось долго и мучительно думать. Правда, Рома Ли говорит, что решил ее за два часа. Ничего не скажешь — умЁн. Хотя может — как это сказать вежливо? — гиперболизирует :) Наверняка всю ночь репу чесал. Александр Степанович ее тоже решил, но доказать верность решения до конца не смог.

    ОтветитьУдалить
  12. Я коллегам уже назадавал задачек, они меня уже боятся :)

    Про лужу я сам порешаю.

    Про спички в голову пришло только: VII-/I=VI-I, т.е. переносим наклонную палочку, а вторую считаем прямой, так чтоб получилась два. Так считается?

    ОтветитьУдалить
  13. Не, так не считается. Там решение достаточно красивое. У меня тут куча русских экспериментаторов под боком, они зело умные, очень любят решать задачи. Просто рай какой-то. Ещё не нашел красивой задачки, которую бы они за короткий срок не расковыряли.

    Задачу про лужу мне рассказал Паша Пахлов — экспериментатор из ИТЭФа. Есть такая известная задача Штейнера: с помощью циркуля и линейки найти точку для которой сумма расстояний до вершин заданного треугольника минимальна. Я ее прочитал в детстве, недавно вспомнил и долго решал. Паша ее в два пинка решил. Я даже опешил от такой прыти.

    ОтветитьУдалить
  14. Есть еще три варианта, но красивыми их назвать нельзя. В одном спичку надо надломать — так можно? Другие это «VII VII=VII» и «VII-VI=I/II», который интерпретируется как 1/1*1.

    Хорошо, когда рядом есть такие умные люди :) А тут люди задачек боятся.

    ОтветитьУдалить
  15. я тут мимо проходил. можно уточнить условие задачи про 24? там надо каждое число использовать в записи строго один раз? а то 6*4 = 24

    ОтветитьУдалить
  16. Не :) все хитрее и спички ломать нельзя, но как я уже сказал, это не та задача от которой получишь удовольствие.

    Мне кажется, что теоретики в этом плане более пугливые, что-то вроде профессионального комплекса. Математики — это караул. Их что-то заставить решать вообще невозможно. А экспериментаторам проще — им терять нечего :)

    Ещё они очень любят тип задач, которые я не люблю — типа теории игр. Реально, задолбали ими уже. Вот, например, задача над которой я еще не думал: В теор-отделе выдали премию. Теоретики упорядочились по рангу: от завлаба до технички. Процедура дележа денег такая: начальник делит, после этого голосуют. Если предложение большинством голосов не принято, то начальника из списка премированных вычеркивают и процедуру повторяют со следующим по рангу. Вопрос, чем окончится дележ денег. Условия даны как есть (as is), ничего дополнительно не знаю.

    ОтветитьУдалить
  17. Про 24: числа нужно использовать один и только один раз. Причем именно как числа, а не как цифры.

    ОтветитьУдалить
  18. Да, задача про 24 оказалась честной. С такими задачами у меня всегда проблема: не понятно является ли задача чисто математической, или, что называется, на смекалку. Например, можно ли использовать возведение в степень (тогда задача легко решается)? Короче, закончил я тем, что плюнул, написал программу на математике и выяснил вопрос ровно за пять минут, потраченных на написание. Нечестный, конечно, способ, но все равно, некоторый перебор в задаче предполагается. По ответу задача оказалась более приятной, чем ожидал.

    Задачу про точку в треугольнике я тоже решил, эта простая.

    Кстати, насчет пугливости теоретиков, я бы не стал так обобщать, некоторые очень даже любят решать задачи. Так что ты Гриша того, не компрометируй коллег. Вот про математиков я согласен. Пробовал одному знакомому математику задать задачу про кобру и гадюку для поддержания разговора и получил ответ, что такие задачи мы не любим.

    ОтветитьУдалить
  19. Японцы вообще не хотят решать. И в Германии тоже как-то вяло решали. Математики не любят, потому, что у них голова всегда занята и своего такого добра очень много (Вот приходишь ты на пляж, а там станки, станки, станки...).

    Вчера ездили в онсен (баня японская). Задал задачку Паше Пахлову про спички и про 24. Про спички он решил — даже квартала между светофорами не проехали, а про 24 до сих пор думает :)) Задача про 24 — чистый термояд, есть в ней что-то такое, что люди подвисают. Реально ж ни степени, ни факториалы, ничего не нужно.

    Вообще баня, это традиционное место решения задач (время много, сауна и ванны с джакузи расслабляют). Только задачи должны быть несложные (не понта ради, а чисто развлечение). Я вчера ещё две задал. Первая на построение циркулем и линейкой: из заданной точки отсечь от угла треугольник заданного периметра. Вторая по топологии: на Марсе прорыли метро — замкнутая линия (петля) с само пересечениями. Однако в каждой точке пересечения пересекаются только две линии. Доказать, что всегда можно прорыть тоннель, так, что поезд будет попеременно проходить над и под точками пересечений. Задачи взяты с сайтов для школьников.

    ОтветитьУдалить
  20. Вчера, кстати, решил задачку про премию в теор-отделе, правда мне Паша чуть-чуть проспойлил, но я все равно был уже близко. Задача — просто пи... интересная. Демократия, как говориться, стоит на страже справедливости.

    ОтветитьУдалить
  21. Задачу про теор. отдел, наверное, нужно решать по индукции, но я еще не думал. На этих выходных встретил Кузьмина на ИЯФовской базе и он напомнил мне про задачу с 13 монетами. Поскольку мое обобщение этой задачи так и осталось не решенным, выложил решение (и условие) вот сюда http://mathsketches.blogspot.com/2010/06/blog-post_6798.html
    Если кому интересно, читайте.

    ОтветитьУдалить
  22. Рома! Рома! Блогунатор. Почитаем, почитаем, что ты там накатал.

    ОтветитьУдалить
  23. в ур.(6) x*(beta')^2 потерял вроде :)

    ОтветитьУдалить