суббота, 26 июня 2010 г.

It has been a joy

Сумбурно, потому что под впечатлением.


Одна из самых потрясающих книг, которые я прочел за свою жизнь, это книга британского нейролога Оливера Сакса “Человек, который принял свою жену за шляпу”. Эта книга вызвала у меня поток мыслей, рассуждений и умозаключений такой силы, что он не иссяк даже многие годы спустя после прочтения этой книги. Книга написана в духе популярных у врачей “клинических историй”. Многие истории потом перекочевали в сериалы типа “House M.D.”. Однако если посмотреть с отдаленной перспективы, то нельзя не отметить один неустранимый недостаток любого аналитического текста — он не дает опыта сопереживания. Для меня же литература глубокого внутреннего сопереживания кажется самой важной.

Еще на уроках литературы нас учили, что эволюция героя — это первый признак хорошего рассказа. Чтобы понять и почувствовать эволюцию героя (развитие или деградацию) совершенно необходимо влезть в его шкуру, то есть повествование должно идти от первого лица.

Я сейчас отвлекусь чуть-чуть в сторону. В подтверждение того насколько важна именно эволюционная составляющая могу привести довольно экзотический пример проповеди Григория Распутина в доме барона Рауш‑фон‑Траубенберга. Взято из книги Алексея Варламова. Цитируются воспоминания некоего Жевахова. Цитата довольна длинная, но интересная

“Для чего это‑ть вы пришли сюда? — начал Распутин. — На меня посмотреть или поучиться, как жить в миру, чтобы спасти свои души?..”
............................................................................................................................
" ’Чтобы спасти свои души, надо‑ть вести богоугодную жизнь’, — говорят нам с амвонов церковных священники да архиереи... Это справедливо... Но как же это сделать?.. ’Бери Четьи‑Минеи, жития святых, читай себе, вот и будешь знать как’, — отвечают. Вот я и взял Четьи‑Минеи и жития святых и начал их разбирать и увидел, что разные святые только спасались, но все они покидали мир и спасение свое соделывали то в монастырях, то в пустынях... А потом я увидел, что Четьи‑Минеи описывают жизнь подвижников с той поры, когда уже они поделались святыми... Я себе и подумал — здесь, верно, что‑то не ладно... Ты мне покажи не то, какую жизнь проводили подвижники, сделавшись святыми, а то, как они достигли святости... Тогда и меня чему‑нибудь научишь. Ведь между ними были великие грешники, разбойники и злодеи, а про то, глянь, опередили собою и праведников... Как же они опередили, чем действовали, с какого места поворотили к Богу, как достигли разумения и, купаясь в греховной грязи, жестокие, озлобленные, вдруг вспомнили о Боге, да пошли к Нему?! Вот что ты мне покажи... А то, как жили святые люди, то не резон; разные святые разно жили, а грешнику невозможно подражать жизни святых.

Увидел я в Четьи‑Минеи и еще, чего не взял себе в толк. Что ни подвижник, то монах... Ну, а с мирскими‑то как? Ведь и они хотят спасти души, нужно и им помочь и руку протянуть”...
............................................................................................................................
“Значит, нужно придти на помощь и мирянам, чтобы научить их спасать в миру свои души. Вот, примерно, министр Царский, али генерал, али княгиня какая, захотели бы подумать о душе, чтобы, значит, спасти ее... Что же, разве им тоже бежать в пустыню или монастырь?! А как же служба Царская, а как же присяга, а как же семья, дети?! Нет, бежать из мира таким людям не резон. Им нужно другое, а что нужно, того никто не скажет, а все говорят: ’ходи в храм Божий, соблюдай закон, читай себе Евангелие и веди богоугодную жизнь, вот и спасешься’.

И так и делают, и в храм ходят, и Евангелие читают, а грехов, что ни день, то больше, а зло все растет, и люди превращаются в зверей...

А почему?.. Потому, что еще мало сказать: ’веди богоугодную жизнь’, а нужно сказать, как начать ее, как оскотинившемуся человеку, с его звериными привычками, вылезть из той ямы греховной, в которой он сидит; как ему найти ту тропинку, какая выведет его из клоаки на чистый воздух, на Божий свет. Такая тропинка есть. Нужно только показать ее. Вот я ее и покажу”.

Нервное напряжение достигло уже крайних пределов, с О. Лохтиной снова случился истерический припадок, и Распутин, чрезвычайно резко, снова накричал на нее, приказав вывести ее из комнаты.

“Спасение в Боге... Без Бога и шагу не ступишь... А увидишь ты Бога тогда, когда ничего вокруг себя не будешь видеть... Потому и зло, потому и грех, что все заслоняет Бога, и ты Его не видишь. И комната, в которой ты сидишь, и дело, какое ты делаешь, и люди, какими окружен — все это заслоняет от тебя Бога, потому что ты и живешь не по‑Божьему, и думаешь не no‑Божьему. Значит что‑то да нужно сделать, чтобы хотя б увидеть Бога... Что же ты должен сделать?”...

Дальше о том, что нужно сделать чтобы увидеть Бога, за Григория Ефимовича продолжу я, т.е. собственно о нейрофизиологических расстройствах психики.

Недавно скачал на свой Kindle DX книгу доктора нейроанатомии Джилл Болт Тейлор “My Stroke of Insight” (“Мой приступ просветления”). Выпускница Гарварда, вполне себе успешный ученый в возрате 37 лет перенесла довольно редкую форму инсульта, артериовенозную мальформацию — arterio-venous malformation (AVM). Потрясающая история о переживаниях человека с отключающимся левым полушарием, когда постепенно умирают ВСЕ когнитивные способности: способность читать, писать, понимать речь, вести внутренний диалог, осознавать причинно-следственные связи и вообще сами понятия времени, прошлого, будущего, — и при этом, за счет правого полушария, погружаться в Нирвану, переживая все эзотерические и мистические опыты йогов, будд и кришн вместе взятых. Саму книгу я еще не прочитал, но это должно быть гораздо лучше Оливера Сакса — это личный опыт. Послеоперационное восстановление заняло восемь лет — этакие “Цветы для Элджернона” наоборот, только написанные настоящим профессиональным ученым. Собственно, узнал я об этой книге из ее лекции на TED.com которую и советую вам прослушать. Последнее предупреждение — тем, кто не выносит выносит вида человеческой плоти, ролик лучше не смотреть.



UPD. Люблю TED.com, смотрю постоянно. Сейчас просмотрел выступление Aditi Shankardass — товарищи, это ж просто п.здец! Почти половина детей с аутизмом неверно диагностировалась. Дико уважаю Гарвард, дико уважаю нейрофизиологов, медиков, математиков и инженеров, причастных к EEG. После таких открытий, можно смело садиться в позу лотоса, отключать себе левое полушарие и остаток жизни прибывать в состоянии постоянного сатори.